Владельцам сайтов: изменения в законе о персональных данных.
Почти все владельцы сайтов обрабатывают персональные данные — например, собирают почтовые адреса для рассылки, берут телефоны для обратного звонка и т.д..
1 июля 2017 года вступают в силу изменения в законе о персональных данных, из-за которых в разы вырастут штрафы.
Сейчас по статье 13.11 есть только одно нарушение со штрафом 10 000 рублей для юрлиц.
После 1 июля их станет семь и общий штраф может составить до 295 000 рублей.
Почему сейчас? Все штрафы, которые вступают в силу с 1 июля, являются наиболее частыми нарушениями, которые Роскомнадзор выявлял в течение последних пяти лет. Ужесточение законодательства связано с ужесточением законодательства в Евросоюзе.
Например:
- если в форме обратной связи нет ссылки на соглашение на обработку персональных данных, компания должна будет заплатить 50 000 рублей,
- сли на сайте нет политики конфиденциальности, ИП оштрафуют на 10 000 рублей, компанию — на 30 000 рублей.
Часто используемые персональные данные:
- Email
- Телефон
- Имя, фамилия, отчество (и по отдельности)
- Адрес
- Дата рождения
- Фотография
- Ссылка на персональный сайт и профиль в соцсетях
Если на вашем сайте есть любая форма сбора данных — обратной связи, подписки на рассылку, регистрации или личный кабинет, это считается обработкой персональных данных.
Вам нужно сделать так, чтобы сайт соответствовал требованиям 152-ФЗ. Эти требования применимы для всех — физических лиц и компаний.
Убедитесь, что вы соблюдаете следующие условия:
1. Хостинг и база данных с персональными данными должна располагаться на территории России. Об этом прямо говорят данные проверок Роскомнадзора и закон № 242-ФЗ, который обязывает записывать, хранить, обновлять и извлекать персональные данные граждан РФ с использованием баз данных на территории России с 1 сентября 2015 года.
Это касается иностранных компаний с юрлицом в России и без него, а также российских компаний, которые пользуются иностранными хостинг-провайдерами, дата-центрами и облачными платформами. Все осложняется тем, что требования Роскомнадзора до конца не ясны, приходится догадываться самим.
Если вы не понимаете, где хранить данные и что делать, обратитесь с запросом в Роскомнадзор или Минкомсвязи или возможно у вашего хостинг-провайдера есть готовые решения на такой случай.
2. Под каждой формой сбора данных, включая сбор email, разместить текст «Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных».
В тексте должна быть ссылка на документ — Пользовательское соглашение, договор или согласие на обработку персональных данных. Текст самого документа можно разместить на отдельной странице.
3. Разместить на сайте в общем доступе (например, в подвале сайта) ссылку на документ — политику организации в отношении обработки персональных данных на сайте.
4. Показывать всем новым пользователям сайта предупреждение с текстом о том, что вы собираете метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) для функционирования сайта и, если он не хочет, чтобы эти его данные обрабатывались, то должен покинуть сайт.
5. Подать уведомление, чтобы внести организацию в реестр операторов персональных данных Роскомнадзора — можно сделать через сайт.
Уведомление можно не подавать, если вы:
- обрабатываете только данные работников и только для исполнения требований трудового законодательства (без передачи данных в банки, например, оформления зарплатного проекта).
- обрабатываете данные, заключая договор с каждым клиентом и работником, и не передаете данные третьим лицам.
- обрабатываете персональные данные только на бумажных носителях.
Другие исключения, когда уведомление в Роскомнадзор можно не подавать, содержатся во втором пункте статьи 22 закона 152-ФЗ.
Что нужно еще сделать компаниям:
1. Назначить ответственных лиц и разработать пакет внутренних документов, регламентирующих процессы обработки и защиты персональных данных.
Список необходимых документов, который прошел проверки Роскомнадзора.
2. Правильно отрегулировать взаимодействие с физическими лицами, государственными органами и контрагентами. Это значит, вам нужно:
- Подписать с сотрудниками обязательства о неразглашении персональных данных, согласие на обработку персональных данных и под роспись ознакомить их с внутренними документами по персональным данным.
- Со всеми другими физическими лицами подписывать согласие на обработку персональных данных или добавлять пункты об обработке персональных данных в договоры, которые вы заключаете.
- Заключать поручения на обработку персональных данных, если вы передаете кому-то данные физических лиц (например, рекламным агентствам).
- Отвечать на запросы физических лиц по поводу обработки их персональных данных — не игнорировать, как часто делают.
3. Защитить персональные данные техническими и организационными мерами — антивирусными системами, средствами межсетевого экранирования, разграничить права доступа. Все это прописано в приказе ФСТЭК № 21.
В зависимости от требований проверять компанию могут разные инстанции: Роскомнадзор, ФСТЭК и ФСБ России. Самые редкие случаи проверки для частных организаций — проверка технической защиты персональных данных, это делает ФСБ в малом количестве.
Еще Роскомнадзор может запросить большой список документов. Если проверка выявит нарушения, то Роскомнадзор может заблокировать сайт, наложить штрафы и в редких случаях приостановить деятельность компании.
Не ждите «письмо счастья». Начните выполнять все основные требования, чтобы избежать плачевных последствий и штрафов.