Дао
道 — путь (буквально, в переводе с Китайского)
Все, кто связан с производством: "ДАО" - это "ДАО Toyota" - методы менеджмента Toyota и уникальная история создания этих методов.
В России "ДАО Toyota" ассоциируется чаще всего с "бережливом производством", или с TPS.
В Америке эти методы носят название Lean
В последнее время я всё чаще вижу, что на наших Российских заводах начинают пытаться перенять некоторые принципы "ДАО".
Что же значат эти слова, которые смотрятся очень забавно на плакате завода "ГАЗ"?
"Муда" - это потери, которые возникают при любых процессах.
Любой процесс, в том числе и производство натяжных потолков можно расписать, как "карту процесса", в котором можно выделить работу, добавляющую ценность к продукту (например - сварка шва) и процессы, которые ничего не добавляют. Но всё же - эти процессы необходимы. Иногда эти процессы могут занимать больше времени, чем основные процессы.
На некоторых производствах наблюдал, как раскройщики носят раскроенный потолок в соседнее помещение, аргументируя, что именно там удобнее расположить станок или носят рулоны из "склада", который находится в соседнем помещение.
Эти вредные процессы нужно сокращать до минимума. Вот это и называется "муда".
"Андон" - визуальный контроль над любым процессом.
Именно - "визуальный".
Очень интересный и важный инструмент. В "ДАО Toyota" этот термин обозначает своеобразную сигнальную систему. Что-то из комплектующих заканчивается - сборщик нажал на кнопку - на большом экране появилась надпись, которую видит мастер участка.
Или сборщик увидел брак - нажал на другую кнопку - вся линия встала.
Можно этот инструмент использовать в различных направлениях. Например - для организации процесса монтажа натяжного потолка. Когда подойдя к одной доске и посмотрев (просто посмотрев) ровно пару минут можно увидеть состояния отдела продаж за пару прошедших недель и прогноз на следующую неделю. Причём - можно увидеть насколько бригады были загружены, сколько было претензий и т.д.
На производстве этот инструмент - это вообще "находка" для руководителя.
"ДЖИДОКА", а вернее - ДЗИДОКА - "УМНЫЕ МАШИНЫ"
Т.е. машины и приборы, которые используются при производстве. Машины, которые не автоматически исправляют ошибки, а сигнализируют при появлении ошибок. А вот сами ошибки исправляют уже люди.
"ДАО Toyota" рассеивает миф о том, что в Японии всё автоматизировано. Да, там стараются использовать как можно больше автоматов, но не для того, чтобы ЗАМЕНИТЬ людей, а для того, чтобы ПОМОЧЬ людям делать работу без ошибок. А если ошибки появляются - быстро найти её и исправить.
Можно ли использовать этот принцип на производстве натяжных потолков? Да - возможно. Но это очень долгая, совместная работа с разработчиками станков и специалистами по ТВЧ.
"ПОКАЙОКЕ" - вернее "ПОКА-ЁКЭ" - "предупреждение ошибок".
Это скорее не технический термин, а философский. Очень сильно отличается от Русской и Американской школы.
Мы все считаем, что "людям свойственно ошибаться".
Японцы же считают, что люди не ошибаются, если у них есть условия для того, чтобы не ошибаться.
Т.е. если рабочий сделал ошибку или брак - нужно выяснять, почему он это сделал. И в первую очередь смотреть не на то, болела ли голова в тот момент у рабочего, а что в технологическом процессе сделано неправильно, что и позволило сделать ошибку рабочему.
Нужно настраивать процесс и улучшать станки, а не ругать рабочего за то, что он ошибся.
У Американцев было шоковое состояние, когда они увидели ответную реакцию на ошибку, которую сделал рабочий на заводе Toyota... Рабочий был очень сильно удручён. Он не понимал, почему так получилось, что он подвёл весь коллектив. А перед ним стоял мастер и ..... извинялся, за то, что не смог организовать процесс так, чтобы ошибка была недопустима.
Рабочие - это люди, которые НЕ ХОТЯТ допускать ошибки и НЕ ХОТЯТ делать брак, иначе они подведут весь коллектив.
"КАЙЗЕН" - вернее "КАЙДЗЕН" - непрерывное самосовершенствован
ие.
О методах признания ошибок и обучения в Японии можно говорить много и долго.
Я бы отдельно описал одну из частей "кайдзен" - "метод пяти почему".
Если появилась проблема или появился брак - не нужно сразу делать выводы, опираясь только на поверхностные знания. Нужно попытаться докопаться до истинных, первоначальных причин появления проблемы. Нужно попытаться найти "ПЕРВОПРИЧИНУ".
Я разобрал только пять, не самых важных и распространённых терминов, которые обозначают принципы менеджмента и "бережливого производства".
Можно ли у себя в фирме использовать всемирно известные и проверенные методы?
Конечно же - можно и нужно. Но очень внимательно, не бросаясь из крайности в крайность.
Могут ли Российские автомобильные заводы применить у себя методы, которые уже давно работают у всех в мире?
Возможно, если владельцы заводов смогут начать мыслить по другому. Не используя основу основ, иную философию стратегического мышления, все попытки применить отдельные принципы обречены на провал.
А что это за "иная философия стратегического мышления"? - Всё очень просто.
"Принимай управленческие решения с учётом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям".
Это - основа основ.
PS: кто применяет методы мировой практике у себя в фирме?
Есть те, кто готов поделиться опытом?