Вырисовываются две основные стратегии пережить кризис.
Первый, я бы его назвал консервативным (пассивным.) Применительно к НП он заключается в стратегии минимизации потерь. Проще говоря: закупить на все оборотные средства комплектующих (пленка, багет), первести счет в сбербанк, или ВТБ, перейти на работу по предоплате. Законсервировать планы развития производства до момента ясности с дальнейшем ростом рынка (или того, что от него останется...). Такая стратегия гарантирует минимальные риски.
Второй путь исходит из поговорки, что деньги легче всего зарабатываются во время кризиса. Ну для этого надо как минимум быть уверенным что кризис временный, не долго срочный. Подстраховавшись в разумном размере мерами из первого варианта, пытаться взять по свое крыло бригады и фирмы с хорошим потенциалом, убедив их в том, что в тяжелые времена, лучше переживать вместе, консолидировав поиск заказов и маркетинг, под крылом более уверенно стоящей на ногах струкуры (если хотите да это метод слияний и поглощений). С другой стороны завязав отношения с более крупной структурой (бывают ситуации когда сильный дилер в состоянии "выкрутить руки", выбить эсклюзив и у "монстров", естественно взяв на себя определенные обязательства). Другими словами говоря проведя "вертикальную интеграцию" в рынок. Инвестиционные проекты, лучше тоже отложить на время роста рынка.
Что делать установочным бригадам? Ну тем, кто достаточно крепко стоит на ногах, особо дергаться не стоит. Хотя, на всякий случай организовать договоренности насчет "субподряда" с более крупными фирмами не лишне.
Ситуация когда у фирмы сроки установки растягиваются до месяца из-за отсутствия установщиков, а у бригады на "вольных хлебах" 1-2 установки в неделю, мне знакома не понаслышке. При этом выигрывают обе стороны. Лучше ограничить доход 10-15% от заказа, чем упустить клиента совсем.
Бригадам недавно появившимся на рыне. У них ситуация по-сложнее. Однозначно демпинговать не стоит. Этот путь "для жирных котов" могущих с помощью демпинга убрать с рынка конкурентов, а став монополистом компенсировать себе потери. При любом снижении цен нужно учитывать несколько факторов: а реально хватит ли прибыли, что бы жить? в случае форс мажора (не запланированные затраты на переделку объекта, скачок цен на комплектующие, увольнение работников и временное снижение объемов и т.д.)? Тем более что работа на грани рентабельности всегда предполагает выполнение определенного минимального объема установок, что в условиях нестабильности не гарантировано.
Может действительно на время влиться в крупную фирму? В благоприятной ситуации никогда не поздно вернуться в бизнес... Если решили все таки "зимовать" в одиночку, особое внимание нужно оказывать качеству выполненных работ, сервису. Никая реклама не даст вам большего числа клиентов чем "сарафанное радио" (вторичный клиенты). Соответсвенно оно не будет работать если к клиентам относится как "главное что б заплатили". Соответственно пересмотреть кадровую политику: низкооплачиваемый контингент работников обычно малоквалифизирован, либо неадекватен, и те и другие хорошую славу фирме не создадут.
все эти казалось бы мелочи в обычное время в момент "съеживания " рынка приобретают особую важность.
Лучше неприятные моменты продумать заранее, до наступлеия кризисной ситуации, что б быть не застигутым врасплох, а иметь в голове какие то варианты.
Надежды, что тряханет в этот раз несильно еще есть. Более того реальных признаков падения спроса я пока не вижу (дилеры которые затрагивают эту тему - огововариваются "а вдруг...").
Но как говорится кто предупрежден тот вооружен...